Информация
Поиск

Аэродинамика

Всем давно известно, что аэродинамика автомобиля оказывает прямое воздействие на динамические характеристики, а также на максимальную скорость. В то же самое время, мало кто даже догадывается о том, насколько это влияние велико. А ведь сила сопротивления воздушной массы прямопропорциональна скорости, возведенной в квадрат. Не вдаваясь в основы физики скажем, что это очень много, а значит, аэродинамика способна самостоятельно свести к нулю практически все ваши затратные доработки двигателя или трансмиссии – достаточно лишь достичь определенной скорости движения. Тогда возникает вполне резонный вопрос: как же все это преодолеть?

Встречный поток воздуха для любого автомобиля может стать как другом, так и врагом. А порой, он и вовсе играет обе эти роли одновременно. Так, встречный воздух чрезвычайно важен для обеспечения полноценной и эффективной работы системы охлаждения силовой установки. А в более современных и высокотехнологичных системах он необходим также и для обеспечения полного функционала системы охлаждения масла, причем, не только в двигателе, но еще и в трансмиссии. А еще есть воздух в так называемом промежуточном охладителей. Однако, необходимость в наличии воздуха в подкапотном пространстве и перед радиаторной решеткой, порой, заставляет нас жертвовать общим показателем, который принято обозначать как Сх. Что ни говори, но влияние этого фактора действительно велико и может достигать отметки в 10% от общего показателя. Монтаж разнообразных воздухозаборников на крышках капота современных автомобилей также может оказать весьма негативное влияние на показатели общей аэродинамики, вот почему в процессе проектирования моделей, приоритет в которых основан на снижении аэродинамического сопротивления и повышение скорости, инженеры стараются избегать злоупотребления воздухозаборниками.

Впрочем, самый большой фактор, оказывающий прямое влияние на общие аэродинамические показатели автомобиля – это форма кузова. Что ни говори, но именно кузов автомобиля играет роль основного препятствия на пути набегающего на него воздушного потока на высокой скорости. Дабы получить примерное представление об идеальном с точки зрения аэродинамики кузове, можно просто представить себе байдарку или каноэ, которые перевернуты вверх дном. Такая форма будет обладать практически минимальным аэродинамическим сопротивлением впереди и обеспечит буквально идеальный во всех отношениях сходящий воздушный поток в задней части. То есть, в этом случае позади корпуса даже не будет создаваться никакого разрежения воздуха, которое, как известно, способно оказать весьма ощутимое влияние на показатели общего аэродинамического сопротивления.

Добиться хороших показателей порой удается за счет снижения срывов потока воздуха на некоторых неровностях кузова автомобиля. То есть, на стыках дверей, крышки капота и некоторых других кузовных элементов. Все это действительно важно для достижения хороших показателей. Казалось бы, как такое может быть, тем более, что площадь данных элементов относительно общей площади кузова автомобиля не так уж и велика. На самом же деле аэродинамика работает по куда более сложному принципу. Так, прилагающий к кузову поток воздуха, обтекая его, постоянно сталкивается с неровностями и дополнительным сопротивлением, так и образуется своеобразный пограничный слой. И до тех пор, пока данное течение остается в ламинарном состоянии (иными словами, пока его частицы движутся в одном и том же направлении), толщина пограничного слоя остается незначительной (примерно в несколько миллиметров), соответственно, и сопротивление трения о воздушный поток будет крайне низким. Однако, стоит лишь этому слою перейти в состояние турбулентности, когда воздушные частицы начинают срываться из-за более крупных препятствий, в данный точках тут же повышается плотность самого воздуха – в итоге трение о воздушный поток многократно повышается. Во избежание такого эффекта приходится делать кузов автомобиля предельно ровным – ведь даже самые незначительные шероховатости и неровности в итоге могут оказать весьма негативное влияние на общее положение дел.

Распространенная ошибка – отсутствие должного внимания к задней части автомобиля. Стоит отметить, что влияние формы кормы транспортного средства на общие аэродинамические показатели тоже является весьма ощутимым. То есть, создание минимального сопротивления встречному потоку воздуха – это еще не решение всех проблем. Приходится дополнительно позаботиться о том, чтобы этот набегающий воздух максимально плавно сходил в задней части кузова авто. Резкий переход воздушной массы из верхней точки кузова в нижнюю способен вызвать сильное разрежение в данной зоне, а она, в свою очередь, начнет словно тянуть автомобиль назад. И бороться с этой проблемой действительно важно, пусть и очень сложно. Так, чтобы добиться максимально заметного эффекта, решение проблемы схода воздушного потока с кормы следует обдумывать еще на стадии подбора донора, отдавая предпочтение седанам. Именно эти кузова обладают менее выраженным срывом воздушного потока, чем, скажем, хэтчбеки. Но как быть, если уже на стадии разработки или даже эксплуатации донор продемонстрировал заметное несовершенство аэродинамических показателей в задней части? Избавиться от этого недостатка порой позволяют разнообразные обтекатели, позволяющие дополнительно снизить угол наклона схода воздуха на корме автомобиля.

Как можно заметить по этой статье, аэродинамические показатели автомобиля – это чрезвычайно важный аспект, который обязательно окажет сильное влияние на успешность того или иного тюнингового проекта. Вот почему пренебрегать доработками кузова по этой части точно не стоит, тем более, если речь идет о подготовке производительной системы в облегченном кузове, предназначенной для участия в весьма серьезных дисциплинах.


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо